Кабинет Символогии
----------
Китеж-град:
Лекция№1
Лекция№2
Отправить домашнюю работу
Сова профессора
Библиотека
Назад в школу:
На факультет
|
|
|
Лекция№2.
Понятия: Знак, Эмблема, Символ.
---------
*На улице была скверная погода, в коридорах школы - тишина. Единственными звуками раздававшимися из вне были капли дождя за окном. Остановившись на очередном пролете лестницы, прижимая к себе папку с написанными лекциями, Анна всматривалась в очертания парка за окном. Неожиданно кто-то подергал за ее мантию и привел в сознание. Первокурсница улыбнулась и спросила, почему она не идет на лекции. Профессору только оставалось отвести первокурсника к его кабинету, и самой отправится на занятия. В кабинете было тихо, что просто не свойственно было для учеников, видимо погода сделала свое дело, погрузив в длительные депрессии пол школы*
-Добрый день! Пришло время продолжить экскурс в мир символов. Нашей темой сегодня будет понятия знак, эмблема и символ. Очень многие начинают путать эти несколько понятий, которые, в какой-то степени схожи по своей сути, только вот ядро этих понятий различается.
Знак - изображение, имеющее только одно, лишь ему свойственное, узко специальное значение. Знак должен как можно лаконичнее и точнее передавать конкретную информацию: разрешение, запрещение, предупреждение, определенное указание ...
В зависимости от области применения знаки подраз деляются на группы: дорожные знаки, топографические, кар тографические, математические, маркировочные, товарные, денежные, бытовые. Тогда встает вопрос, что такое деньги символ или знак, ведь каждый, наверное, пользуется ими. Я отвечу на этот вопрос. Когда мы имеем в виду деньги как понятие, тогда это символ (символ богатства, власти и т. д.), когда мы берем деньги в руки, чтобы заплатить за что-то, это знак, имеющий определенное значение. Теперь я думаю, вам понятно стало, что деньги имеют двойственное значение, в зависимости от вида его использования.
*На доске появилось изображение старинных монет, которые до сих пор хранятся в одном из музеев в Париже.*
Само понятие знак возникло очень давно. У древних греков, например, условным опознавательным знаком часто служили осколки разбитой плитки, с помощью которых, если места излома при соединении совпадали, люди, вступающие в контакт, могли узнавать друг друга.
Поехали дальше. Эмблематика - наделение реального предмета (вещи) определенным смыслом, причем не любым, а органически свойственным этому предмету.
Известный теоретик эмблематики конца ХVII века Богус лав Бальбинас считал, что нет такой вещи под солнцем, кото рая не могла бы дать материал для эмблемы . Но верно и о¬ратное: материал для эмблемы дают только вещи, существу ющие под солнцем, только действительность (ничего а¬страктного). Однако другие те оретики, соглашаясь, в то же время делали исключение для мифологии, рассматривая ее как нечто реальное. Во времена расцвета эмблематики (XVI-XVII века) к структуре эмблемы предъявляли жесткие требования: она дол жна была состоять из трех частей. Открывала эмблему корот кая фраза, обычно латинская (так называемая надпись). Под ней следовал рисунок. Еще ниже помещалась так называемая подпись: развернутый текст, поясняющий рисунок, и его связь с надписью(часто - в стихах); текст этот не должен был страдать излишней пространностью, чтобы эмблема не преврати лась в статью.
Эмблему следует отличать от девиза. Распространенное в наши дни понимание эмблемы как собственно рисунка, а де виза - как подписи под ним совершенно неверно. В представлении человека эпохи XVI-XVII веков и эмблема, и девиз со стояли из текста и рисунка, но между ними выделяли три весомых отличия:
1. Эмблема состоит из трех частей (надписи, рисунка, подписи), девиз - только из двух, так как в нем отсутствует подпись. При этом девизы, обретая подпись, могли переходить в разряд эмблем, а эмблемы, сокращаясь, превращаться в девизы.
2. В девизе текст и рисунок дополняют друг друга, создавая смысл, которого по отдельности нет ни в рисунке, ни в тексте. В эмблеме же текст и рисунок имеют равнозначные смыслы, скорее усиливая друг друга, чем дополняя.
3. Эмблема выражает некую общую идею, концепцию, а девиз - желание или мысль конкретной личности.
В подтверждение своих слов, мне бы хотелось привести вам несколько примеров.
Примеры эмблем (надписи даны курсивом, подписи - прямым шрифтом; подписи приведены на русском, латинском, французском, немецком и английском языках):
Весы, перевешивающие Легкое уступает. Тяжелое перетягuвает. Vacua cedit. Elleе tire du cote, qui est lе plus charge. Der schwere Тeil geht nieder. How heavier it is, the lower it falls
Звезда, магнитными стрелами окруженная. Госnоди! Покажu нам nути твои. Vias tuas monstra mihi, Domine! Seigпeu/ montrez moi tes voyes. Herr, zeig uns deine Wege. Lord, show usthyways
Корона над крестом Божuя, сила с нами. Dei virtus inest nobis. La vertu de Dieu est avec nоиs. Die Кraft Gottes ist mituns. Тhevirtue of God with us
Итак, эмблема обобщает совокупность мыслей, помогаю щих уяснить какую-то определенную идею, и сама по себе не является символом. Лучше всего сущность эмблемы передана в одной из самих эмблем: Mens immota manet. Мысль пребы вает неподвижною . В 1705 году в Амстердаме по указу Петра Первого издана книга эмблем и символов. На русском языке она была выпу щена в 1788 году в Санкт-Петербурге под названием Избран ные эмблемы и символы, на Российский, Латинский, Фран цузский, Немецкий и Английский языки переложенные, прежде в Амстердаме, а ныне во граде Св. Петра 1788 года с приумножением напечатанные Статским Советником Несто ром Максимовичем-Амбодиком . В начале книги был поме щен портрет Петра Первого, с девятью эмблемами.
*Изображения сменяли друг друга, раскрывая ученикам тайны изображенных эмблем, самым, наверное, неожиданным стало то самое изображение из книги эмблем.*
-Вот, посмотрите, эта самая знаменитая эмблема. А теперь, что бы немного вас заинтриговать я расскажу вам о каждой из эмблем. Прошу заметить, что все 8 эмблем в совокупности образуют 9ую.
Описание эмблем (надписи даны курсивом, подписи прямым шрифтом):
I. Лучезарное солнце. Всегда и везде таково.
Semper et ubique similis Toujours le тете.
-----------
II. Восходящее солнце и прочие небесные светила. Все про чие ему да уступят. Саеrа caedant. Que.les autres disparoissent
-----------
III. Сияющее Солнце и орел со своим птенцом быстро паря щий. Велика надежда твоей империи. Imperii spes alta tui. La grande esperance e$t dans ton Empire.
-----------
IV: Двуглавый 'Коронованый орел со скипетром и державою, в груди 'Коего Св. Георгий, поражающий змея поверженного. Вождь и защитник от врагов. Dux in hostes pariter ас clypeus. Le Guide et le defenseur des ennemis.
-----------
V: Гора, отовсюду морем окруженная, и ветры, на оную ду ющие. Отнюдь не подвижна. Immota tamen/ Cependant еllе est immobile.
-----------
VI. Лев, умерщвляющий пса. Кто его избавит? Quis eripiet& Qui Ie deIivrera?
-----------
VH. Рука, из облаков выходящая, в латы одетая и держа щая меч с масличною ветвью. Готов к войне и миру. At utrumque paratus. Pret а tout.
-----------
VIH. Гeркулес, на раменах носящий свет. Бремя, равное си лам.. Nes impar viribus opus. Le poids est egale аих forces.
-----------
IX. Буквы Р, P, I1 значат: Петр Первый Император. Petrus Primus Imperator.
-----------
-Ну что отдохнули немного? А теперь последнее определение на сегодня.
Символ не имеет четкого определения, он имеет множество зачастую противоречивых значений и может быть понят лишь в контексте. Он может работать на не скольких уровнях одновременно и нести в себе сразу и эзотерическое, и экзотерическое значения, так что самое очевидное и употребительное толкование не всегда полно и может оказаться всего лишь частью правды. Так что же все такое символ?
Символ это ключ, позволяющий проникнуть в область большую, чем он сам. Как сказал Колридж, символ всегда участвует в реальности, которой сообщает постижимость, и сам покоится в том Единстве, прообразом которого является. Поэтому процесс расшифровки символа, вживания в него способствует разгадке структуры человеческой психики, а может быть, и строения самой души. Изучением и интерпретацией (толкованием) символов занимается наука симбология.
Гравюра, символизирующая связь человека и космоса (человек-микрокосм)
А теперь ваше домашнее задание.
-----------
 1)каковы главные отличия понятий знак, символ и эмблема. Примеры.
 2)приведите несколько примеров знаков, эмблем и символов, описав значение каждого.
 3)кто такой Колридж, его биография и что он сделал для симбологии?
 4)почему наука о символах называется симбология, а не Симвология, ваше мнение.
| |