Школа волшебства Китеж-град:
Лекция№1
Лекция№2
Отправить домашнюю работу
Вернуться в расписание
Сова профессора
Библиотека
|
|
Лекция №1.
Итак рада вас приветствовать на моих лекциях. Меня зовут Анна Мари Тенеррели. С сегодняшнего дня мы начнем изучение одного из самых интересных предметов - травологию. Как вам известно, а кому все таки еще нет, травология изучалась еще с древних времен. Лечение травами в стародавние времена считалось явным волхованием и по временам преследовалось - как несогласное с христианским благочестием дело. Для него в древнерусском законе было даже свое имя - "зелейничество". Зелейщики (собиратели трав), действительно, зачастую злоупотребляли своими знаниями и, пользуясь простодушным суеверием народа, прикидывались заправскими колдунами, перенявшими свою "науку" от "нездешней силы".
В былые годы находились люди, которые считали возможным придавать - по желанию - травам ту или иную силу. Эта способность приписывалась колдунам-зелейщикам. Наговорное слово последних могло напускать через посредство совершенно безвредных трав даже моровые поветрия. Этому мнению придавалось столь важное значение, что с ним находили нужным считаться даже власти. Так, у Костомарова есть упоминание о том, что в 1632-м году, во время войны с Литвою, запрещено было ввозить в пределы Московского государства хмель. Причина запрещения коренилась в том, что лазутчики донесли, что "какая-то баба-ведунья наговаривает на хмель, чтобы тем хмелем, когда он будет ввезен в Московию, произвести моровое поветрие".
Народное суеверие приписывало колдунам-ведунам силу напускать всякие болезни - по большей части наговором над травами и, в особенности, над их кореньями. В старину существовали на Руси особые знатоки травяных зелий и "лютого коренья"; ходил у них по рукам, в списках, "Травник", оберегавшийся пуще глаза и завещавшийся отцом сыну, дедом - внуку, если тот выказывал любознательность и склонность к наследованию знаний завещателя. И действительно, ходил такой травознай по лугам, как в насаженном собственными руками саду: всякой траве мог указать он свое место, знал свойство каждой былинки. "Целебна трава, если собирать ее знаючи!" - и теперь еще можно услышать в народе. А в старые годы смотрели на собирателей трав, как на постигших всю глубину премудрости, имевших общение с нездешней силою.
Отношение к ним властей было неодинаково: то подвергались они беспричинному суровому преследованию, то юыли в великом почете.
Во дни царя Ионна IV-го достаточно было подкинуть к кому-либо пучок неведомых трав, чтобы это служило против него уликою в злоумышлении, заслуживающем чуть ли не смертной казни. Одновременно с этим сам Грозный неоднократно призывал к себе заведомых колдунов-зелейщиков, желая изведать судьбы грядущего.
В присяге царю Борису Феодоровичу Годунову встречается обещание: "В естве и в питье, и в платье, или в ином в чем (ему, государю) напасти не учиняти; людей своих с ведовством да и со всяким лихим кореньем не посылати".
При царе Михаиле Феодоровиче никто не имел права собирать какие бы то ни было травы - под страхом заключения в темницу.
Царь Алексей Михайлович в 1650-м году сам приказывал высылать крестьян в Купальскую ночь на поиски за "серебряным цветом, мятной травою, дягилом и другими целебными травами".
Есть свидетельства о том, что Тишайший царь двадцать пять лет спустя, перед самою своей кончиною, отдавал наказ сибирским воеводам разыскивать тамошних знахарей-травоведов, пытать их о свойствах трав и высылать самые травы в Москву. Этот наказ был приведен в исполнение: нашелся знахарь, сообщивший через воеводу целый список известных ему трав. Так из его сообщений узнали на Руси: о траве "елкий" - пользительной при грыже, о траве "колун" - помогавшей при трудных родах, о "земной свечке" - исцелявшей запоры, и о траве "петушковы пальцы" - припарк, сделанная из нее, разгоняла желваки и всякие затвердения.
Немало других, подобных приведенному рецептов можно было бы записать со слов и современных нам знахарей.
Лечение травами, с незапамятных пор входившее во врачебный обиход всех народов, велось в крестьянской Руси всегда рука об руку с волхованием, пережитки которого сохранились до наших дней во многом множестве заговоров, нашептываний, причетов и заклинаний, принимаемых на веру всеми прибегающими к помощи знахарей - прямых (хотя и отдаленных) потомков древнерусских волхитов-зелейщиков.
Домашнее задание..
 1. напишите мне о первом знахаре.
 2. почему знахарей считали колдунами? Ваше мнение
| |