Мировые религии
----------
Китеж-град:

Отправить домашнее задание
Лекция№1
Лекция№2
Расписание
Сова профессора



Лекция№2.
Мир шаманов и его видение.
---------
*Николас Лавуазье неслышно вошел в класс, который был пуст. Его смутила такая обстановка и первым его желанием было пойти к ректору и сообщить о нарушении общешкольных правил. Но не успел он даже реализовать свою жалобу в мозгу, как ученики, громко разговаривая, стали заходить в класс, игнорируя его личность*

-На первый раз я вас прощаю за опоздание, но в следующий раз, я напишу ректору докладную. На сегодняшнем занятии мы обсудим с вами следующие темы: «как шаманы видят мир», «Мировое Древо», «Функции шамана», «Внешний вид шамана» и «Камлание».
*Какая то девочка встала со своего места и сказала, что до начала урока еще 5 минут, а его часы видимо взяли отпуск. Профессор смутился и продолжил курс лекций по шаманизму*
-Нельзя определенно сказать, каково представление шаманства о происхождении мира, божеств и людей: разнообразие воззрений разных народов велико. Но существует распространенное убеждение в том, что порядку этого мира предшествовал хаос. А затем был создан мир. Шаманская космология – это воззрения не только одного шамана, но и всего его племени. Просто шаман «специалист», он знаком с устройством мира лучше своих соплеменников, потому что ни раз сам побывал в разных странах. По воззрениям многих народов, вселенная состоит из трех сфер: подземного мира, мира людей и небесного мира. Сквозь это трехчастное деление явно проглядывает более древнее – двухчастное. На бубнах хакасских шаманов и алтайских шаманов изображены практически два мира, разделенные тонкой границей. Если площадь одного мира значительно больше, то именно этим миром и интересуется шаман, больше времени общается с этим миром. Таково древнее видение мира, в соответствии с котором весь космос и все явления природы соотносятся либо с верхним, либо с нижним миром. Солнце как правило, связано с верхним миром, луна – с нижним. У якутов, бурят, алтайцев и тувинцев такое различие в ритуальной деятельности шаманов обозначалось понятием «белый шаман» и «черный шаман». Соответствия прослеживаются и в ритуале. Шаман, имеющий помощников и покровителей в верхнем мире, во время камлания изображает подъем на вершину, и наоборот, если шаман относит себя к миру нижнему, ритуал будет изображать спуск. Хочу заметить, что представления о верхнем и нижнем мире не связано с противопоставлением добра и зла. Людям, чьи интересы и заботы выражал шаман, устройство окружающего мира представлялось весьма сложным. Мысль человека воссоздавала картину мира с помощью умозрительных представлений.
По представлениям многих народов, верхний мир, как правило, многослоен. Например алтайцы насчитывают до 17 уровней. На разных «этажах» обитают разные божества. Это только один вариант такого мира, поэтому в вашем домашнем задании, я хочу, что бы вы написали еще некоторые представления мира. Так же обстоит дело и с нижним миром. *Николас перестал читать лекцию, так как на задней парте кто-то стал разговаривать. Его взгляд был переведен на заднюю парту, где сидели какие-то девочки. Он не стал вдаваться, а просто сделал предупреждение, право снимать баллы за плохое поведение еще никто не отменял. И продолжил чтение материала.*
-Один важнейший элемент картины мира присутствует в представлениях практически всех народов, знавших шаманство. Это – мировое древо. Оно представляет собой как бы ось мира, соединяющую верхнюю и нижнюю сферу, не дающую «небу упасть на землю». По представлению нанайцев, например именно на Мировом Древе нашел первый шаман свои ритуальные предметы, необходимые для обрядовой практики. Для каждого шамана было свое дерево, и обод своего бубна он вырезал исключительно из него, но только так, что бы оно не погибло, так как в нем была заключена вся сила и жизнь шамана. А вот у кельтского шамана в чуме обязательно стояло подобие мирового древа. И если его ломали, то шаман либо умирал, либо терял свою силу. Мировое Древо непосредственно связывалось со становлением шамана. Существует много легенд связанных с этим древом.
Считалось, что если зачать ребенка у подножия этого древа, то дети шамана будет могущественным шаманами после своего отца. Так какие же все таки функции выполнял шаман? И есть ли они у него. Так вот одним из мнений является то, что шаман должен исключительно лечить людей. Да, конечно, шаман лечит болезни, причем любые. Например, Нганасаны, просто не понимали, что болезнь может иметь какие-то иные причины помимо воли духов. А раз так, то кому же, как не шаману, разбираться с ними? Однако задачи шамана намного шире. Прежде всего, он должен ограждать своих соплеменников от бед и болезней, поддерживать хозяйственную жизнь племени. Духов- хозяев животных он просит об изобилии дичи, духов природы – о плодородии, иначе говоря, его обязанность – сохранять равновесие в мире. На дальнем востоке шаман должен доставлять душу умершего соплеменника в загробный мир. По космологическим представлениям, характерным для ранних обществ, путь в загробный мир был непрост, без провожатого душа могла заблудиться и вечно блуждать без пристанища. *Минута молчания, в классе не проронилось ни звука, и в связи с этим профессор, решил продолжить лекцию. Материала много, а времени как всегда не хватает.*
-Мы все время говорим о шамане, его функциях и обязанностях, а как же выглядит он сам? Естественно и на этот вопрос требуется ответ. Я сейчас постараюсь вам на него ответить. Непременными атрибутами шамана в Сибири были ритуальный костюм и бубен. Костюм отличается множеством подвесок и странных для непосвященных предметов. Костюм создавался не по желанию шамана, а по указанию духов. Постепенно к его костюму добавлялись новые подвески, новые изображения, указывающие на круг профессиональных возможностей. У алтайских шаманов различалась одежда «белых» и «черных» шаманов. Важнейшим атрибутом шамана является бубен. Он понимался как живое существо. Если бубен обтягивался кожей оленя, он представлял того самого оленя и в то же время того самого духа- помощника в облаке оленя. Животное, отождествляемое с бубном, - это своего рода «внешняя душа» шамана в животном облике. Но были и такие случаи, когда шаманы хотели обмануть духов, и делали специальные бубны, которые назывались «воровскими». Это делалось для того, что бы продлить жизнь основному бубну, так как его износ приводил, как я говорил выше, могли привести к гибели шамана, ибо он уже не имел своей силы.
И последняя тема на сегодня, это сам обряд камлания. Камлание имеет свой порядок, определенную последовательность событий и воображаемая поездка шамана в мир иной. Сам ритуал никогда не повторялся, но имел один и тот же сценарий. Все завесило исключительно от настроения шамана, он мог быть щедр на песнопения, либо сухо провести ритуал, более сдержанным быть и в речах и движениях. Но есть и еще одна особенность, текст песнопения никогда не повторялся слово в слово, шаман все время импровизировал, но смысл ритуала от этого не менялся. Камлание проводилось в разных местах. Почему они так делали, неизвестно, но как я уже сказал, все зависело от настроение, да и погодные условия играли несомненную роль. Если вы думаете что бубен, это атрибут всех шаманов и во всех местах их распространения, то вы глубоко ошибаетесь. Например, казахский шаман использовал вместо бубна кобыз, тем самым, приводя себя в экстаз.
На сегодня это все, что я хотел вам рассказать. На следующей лекции, мы закончим тему «Шаманизм» и напишем контрольную работу. А теперь ваше домашнее задание.
-----------
 1) Какие два мира изображены на бубне, почему именно они?
 2) Кто такие «белые» и «черные» шаманы?
 3) Как представляли мир во времена шаманов? (хотя бы еще один вариант)
 4) Какие атрибуты присутствуют на костюмах шаманов и что они означали?